Азартные игры и искусство нередко можно встретить вместе. Эта пара может показаться несколько необычной, а кому-то и вовсе несопоставимой. Однако этот не так. Есть достаточно много известных образцов литературы, кинематографа и даже живописи, которые безупречно отражают различные моменты азартных игр. Они уже много лет являются массовым развлечением, тем самым позволяя увлекательно проводить свободное время, расслабляться и, почему бы нет, выигрывать реальные деньги. Мы уже рассказывали о лучших фильмах про азартные игры, которые получили признание во всем мире. Но не менее масштабными и известными являются и работы, написанные кистями.
Многие известные художники и писатели обращали в своих работах внимание на различные аспекты человеческих страстей. Древние корни азарта с незапамятных времен отражаются в произведениях искусства. В культуре разных народов есть прекрасные образцы произведений, рассказывающих об азартных увлечениях простых людей или богачей. Наверняка, если вы хоть немного близки к живописи, то замечали на некоторых полотнах игральные карты. Как показывает история, азартные игры и искусство идут боку о бок уже много сотен лет.
Азартные игры и искусство живописи в работе Караваджо “Шулера”
Итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо, реформатор европейской живописи XVII века объединил азартные игры и искусство в одной из своих многочисленных работ. Он написал полотно “Шулера” в 1594 году. Оригинал с 1987 года хранится в Художественном музее Кимбелла. На картине изображен наивный юноша, расположившийся за карточным столом с шулером. Мошенника выдают карты, спрятанные за спиной. Не обошлось и без его ассистента, который подглядывает в карты молодого человека и жестами передает сведения о них. Большой кинжал на ремне также является недвусмысленным намеком, что эта партия может закончиться не очень благополучно для юноши.
Сегодня известно более полусотни вариантов этого полотна Караваджо, написанных разными художниками. Все они посвящены карточным играм и взаимоотношениям между игроками. В современном мире больше отдают предпочтения играм на сайтах онлайн казино. Надежные и проверенные порталы, такие как Гранд Казино (Grand Casino) с огромным выбором качественных развлечений помогут избежать его посетителям любых нелегальных уловок.
Другой шулер в произведении искусства
Наверное, ничто так хорошо не описывает хитрую сущность человека, как игра в карты. Лжец по натуре лучше всех умеет “разводить” своих соперников. К тому же у них на такое уже “набита рука”. Наглядным примером нечестной игры стала картина “Обман с трефовым тузом”. Ее автор Жорж де Латур, известный французский живописец, отразил в своей работе разные страсти и человеческие слабости. В сюжете полотна демонстрируется не только проблема азартных игр, но и алкогольных напитков, также порочных женщин.
На картине изображен молодой человек, который играет в карты с дамами, которые обмениваются между собой взглядами. Но при этом мы можем видеть, как юноша пытается подменить трефового туза, что заранее спрятал за ремнем на спине. Бокалы с вином, богатое убранство дам и служанка подчеркивают, что все это происходит не с простыми людьми, а с представителями знати. Сегодня люди подобного высокого ранга предпочитают играть в покер в закрытых заведениях Америки. В то время как сайты онлайн покера в США доступны почти любому желающему.
Покерные собаки Кулиджа
“Собаки играют в покер” (Dogs playing poker) – серия из 16 полотен американского художника-карикатуриста Кассиуса Кулиджа с изображением играющих в карты собак. В работах автора они одеты в мужские костюмы, курят сигары и распивают алкогольные напитки. Первая картина серии была написана в 1903 году, когда Кулидж работал на компанию “Brown & Bigelow”. Картины должны были стать иллюстрациями к календарям, рекламирующим сигары. Но поскольку изображать людей в рекламе табака не разрешалось, Кулидж обратился к художественному приему. На картинах карикатуриста изображены представители крупной буржуазии – судьи, бизнесмены и богачи – все в образе собак.
Отметим, что все полотна этой серии написаны в разное время. Выразительные эмоции на мордах собак и все другие мелочи картин хорошо подчеркивают особую атмосферу, царящую в покерных клубах. Эти работы Кулиджа нередко копировали, а по их сюжету написано множество различных пародий. На одной из работ этой серии видно, как сенбернар, поставивший на пару двоек, застает врасплох своих соперников. У тех в свою очередь появляется задача – определить блеф это или нет. На другом полотне художник показывает, как соперники рычат на своего партнера по игровому столу, пока тот сгребает себе лапой выигрыш.
Самым культовым полотном из этой подборки стала картина “Друг в беде”. На ней изображен бульдог, который передает туза своему партнеру. Все действие происходит в то время, как соперники отвлечены карточной комбинацией, расположенной на игровом столе. Особое внимание вызывают эмоции обмана, которые видны на мордах собак. Несмотря на то, что это полотно ни разу не выставлялось на аукционах, его стоимость оценивают в несколько миллионов долларов.
Лица людей под масками игр
Сегодня игорный бизнес в Голландии жестко контролируется со стороны правительства. Процесс регулирования гемблинга в стране занял достаточно много времени по сравнению с другими европейскими странами, так как отношение к азартным играм в ней всегда было достаточно строгое. Но это не мешало голландскому мастеру создать творение, бесподобно объединив азартные игры и искусство. Ян Стен написал картину “Аргумент в карточной игре”, хотя и известны другие вариации имени его творения. На ней представлена драматическая сцена, в которой задействовано множество персонажей из разных сословий. Художник решил изобразить игру в нарды, участники которой спорили и грозили друг другу оружием. У одного из них можно заметить нож, у другого, более богатого, саблю. Вся напряженная атмосфера ловко изображена на лицах героев полотна. Кое-кто из зрителей просто пьян, кто-то насмешливо следит за событиями, а другие и вовсе не на шутку напуганы.
Обратим внимание и на картину «Картежники», которую написал французский импрессионист Поль Сезанн. Специалистам известно пять вариаций данной серии картин. Тема азартных игр перекликается в них с традиционной для этого художника натюрмортной живописью. Люди, играющие в карты, стали своеобразным воплощением натюрморта с живыми персонажами. На каждом из полотен изображается два или более крестьян из Прованса, которые заняты игрой в карты и потягивают трубки. Игроки полностью погружены в процесс размышления над ситуацией на игровом столе и обдумывают свои действия. Картина передает атмосферу тишины, подчеркивая особый накал страстей, прикрытый масками безмятежного спокойствия картежников.
На войне как на войне
Картина в стилистике кубизма “Солдаты, играющие в карты” является творением французского импрессиониста Фернана Леже. Она показывает нам трех солдат, играющих в карты. Участников игры художник изобразил символическими образами, с деталями, подчеркивающими их звание. Они как бы разобраны на части, как детали общего механизма азартной игры. Этим живописец подчеркивает суть данной картины, показывая людей винтиками и запчастями азарта и страстей.
Все эти необычные, но интересные произведения шикарно раскрывают не столько разные аспекты азартных игр, сколько эмоции и особенности человеческих взаимоотношений.